Сравнивать тепловой насос и котлы на магистральном газе, солярке или пеллетах можно по-разному. Можно сравнить размеры занимаемые оборудованием в котельной, можно удобство использования, цвет корпуса и простоту настроек. Однако вполне очевидно, что первым начинают сравнивать сложность установки разных колов, необходимое обслуживание, получение разрешительной документации и, что самое важное - затраты на обогрев дома в холодный период.
Попробуем кратко рассмотреть основные аспекты и тонкости, про которые не все рассказывают.
Отопление от природного газа.
При всей очевидности решения "подвести к дому газ" не всегда это оказывается просто сделать.
Природный газ или как его ещё называют Магистральный газ в нашей нефте-газо добывающей стране является достоянием народа, его(газа) просто огромное количество, стоить он должен просто копейки, ну а подводить его к дому должно Государство и практически бесплатно! Лозунг правильный, но на деле всё обстоит несколько иначе:
- Цена подвода газа к забору участка начинается, как правило, от 300 тыс рублей, а вот до какой суммы дойдёт будет зависеть от удалённости той самой "заветной" магистральной трубы. Сумма вполне может дойти до миллиона и даже выше.
- Необходимо оформление проекта газоснабжения дома, а для этого нужно получить кадастровый паспорт участка и на основании его уже рисовать проект. Проект в среднем стоит 60-70 тыс рублей.
- При прокладке трубы большой длины, метров 100-200 по землям общего пользования, необходимо оформить землю под трубой и охранную зону газового трубопровода в аренду с выделением этой земли на кадастровом плане района. Такое оформление займёт минимум год, что бы там не говорили.
- Кроме подвода газовой трубы к забору нужно ещё довести эту трубу до котельной и отдельно до кухни с газовой плитой (если конечно нужна именно газовая), установить счётчик газа. Это отдельная работа и выполняют такие работы отдельные коммерческие организации не всегда даже из Мособлгаза. Стоимость прокладки трубы по участку от 150 тыс рублей.
- Установка газового котла в доме накладывает свои требования к помещению котельной, площади остекления котельной (не менее 0,03 м2 на 1м3 помещения котельной). Дверь в помещение котельной должна открываться наружу, чтобы при взрыве газа было куда расширяться воздуху:) Да такое требование действительно есть.
- При установке газового кола необходима отдельная вентиляция помещения котельной. Никаких выводов в общедомовую вентиляцию, вентиляцию сан.узла или вентиляцию кухни - только отдельная труба.
- Необходимо заземление дымохода (если это напольный газовый котёл), да и собственно сам дымоход. Для напольного котла дымоход стоит около 100 тыс рублей (материалы+работа) С котлом настенным несколько попроще, но коаксиальный дымоход выходит в стену и дымить будет на уровне 3 метров от земли.
- Сервисный договор. Без договора на обслуживание газ в трубу не пустят. Стоимость годового обслуживания для газа низкого давления 11,8 тыс руб, для газа среднего давления (6 кг/см2) -- 24 тыс руб. Это стоимость договора, это всё-равно придётся платить. Получается платить придётся 1000 руб месяц или 2000 тыс. даже если совсем не пользоваться газом.
Отопление сжиженным газом от газгольдера.
На слух для обывателя не столкнувшегося с отоплением загородного дома, что магистральный газ, что газ в газгольдере - одно и тоже, это же ведь ГАЗ. На самом же деле это совершенно разный газ. Магистральный/природный газ - метан, получают как сопутствующий газ при разработке нефтерождений. Тот газ, который находится в газгольдере (по своей сути газгольдер просто большая бочка) это смесь пропан-бутана. Такой газ заправляют в газовые баллоны автомобилей или баллоны для газовых плит.
Пропан-бутановая смесь газов находится в газгольдере и баллоне в жидком состоянии, часто его ещё называют СУГ (сжиженные углеводородные газы). Для такоко "сжижения" нужно построить заводы или станции сжижения газов, поэтому стоить пропан-бутан будет совсем других денег по сравнению с метаном.
Газгольдер и газовый котёл:
- Охранная зона от дома для ёмкости 5000 литров - 20 метров, если больше 5000 литров то 30 метров. Ближе 2-х метров к газгольдеру нельзя прокладывать никакие коммуникации, даже канализацию.
- Раз в 10 лет необходимо выкапывать бочку и проверять её на наличие трещин или мест коррозии. Будет обидно, если газ начнёт просто убегать в землю. Разговоры компаний устанавливающих газгольдеры про катодную защиту материала бочки, к сожалению остаются только разговорами, обычно катодную защиту не ставят. Именно поэтому последнее время в продаже появилось огромное количество газгольдеров "только что откопанных из воинских частей" или просто "вечных" - да что ему будет он железный...
- Содержание пропана и бутана в меси должно регламентироваться ГОСТ Р 52087-2003, но к сожалению на практике чего только в этой смеси не бывает. В Европе пропан-бутан продаётся по удельной теплотворной способности, а у нас за литр и непонятно, что в нём находится. У нас много чего так продаётся: газ - в литрах, куриные яйца десятками:) Особенность всех жидких газов в том, что при изменении его температуры один килограмм газа будет занимать разный объём, поэтому литр летом это одно, а литр зимой - совсем другое.
- Наличие отдельной вентиляции в помещении котельной, заземление дымохода и всё прочее, что нужно для газовых котлов. Не нужна только разрешительная документация от Мособлгаза.
- Основное отличие пропан-бутана от магистрального метана в цене и теплотворной способности. Отопление дома газом из газгольдера будет стоить почти в 5 раз дороже, чем магистральным.
Отопление дизельным топливом.
Если наслушавшись страшилок про взрывающиеся газгольдеры и ужасно жадных бюрократов в Мособлгазе Вы решите обратить внимание на дизельный котёл, то при выборе такого вида отопления будут следующие тонкости:
- Необходимо отдельное место хранения ёмкости под дизельное топливо. Все, кто разместил ёмкости в доме, даже за двумя дверями жалуются на запах дизельного топлива в гостинной. На улице размещать ёмкость нельзя, зимой соляра становится вязкой и растворённые парафины входящие в состав диз.топлива забьют сетки фильтров дизельной горелки котла, ну а отдельное строение или котельная явно не снизят стоимости установки дизельного отопления.
- Использовать "зимнюю" солярку очень не желательно, зимняя солярка содержит антифризы, к которым очень плохо относится горелка котла.
- Дизельная горелка даже известных марок и производителей требует очистки форсунки и фильтров не реже 2-х раз в год. Для простых котлов типа корейского "Китурами" очищать горелку почти не имеет смысла, проще поменять котёл целиком.
- Требуется очистка дымохода, особенно если котёл работает в режиме неполной нагрузки, так сказать "тактует", обычно это летом в режиме нагрева бойлера. При таких коротких режимах работы горелка и топка котла просто не в состоянии выйти на рабочий режим - не успевает достигнуть нужной температуры, горение смеси и работает не в режиме, вот и коптит.
- На сегодняшний день отопление соляркой самое дорогое по затратам из всех видов. Даже прямое отопление электричеством выходит дешевле.
Отопление пеллетами.
Экологичное, экономичное отопление работающее в автономном режиме неделями - так обычно расписывают пеллетные колы. Что же на самом деле:
- Нужна обязательная вентиляция котельной, как вытяжная, так и приточная. При открытии топки или бункера дым улетает в помещение, обычно над бункером ставят "колокольчик" вентиляции, чтобы "аромат" не уходил в дом.
- Очень сильно работа котла зависит от пеллет: изначально пеллеты как сырьё для котлов должны проходить процедуру выгонки смолы и сушки, но в суровых Российских реалиях выгонка стоит денег, да и формовать пеллету со смолой значительно удобнее, а на практике из-за возгонки смолы и оседания её на трубе подачи из бункера в топку пеллеты просто прилипают и создают глухую "пробку" - котёл останавливается.
- Нужно специальное место для хранения запаса пеллет. Обещание про 400 литров бункера и -"неделю не подходите к котлу" не соответствует реалиям. Для хранения пеллет нужно помещение с гараж размером, сухое с вентиляцией и без доступа грызунов, да-да мыши очень любят жить в опилках и пеллетах.
- Нужна очистка котла и вынос золы.
- С дымоходом та же история, что и с дизельным котлом - нужна периодическая очистка. Проблема обостряется спецификой работы котла - парами смол откладывающимися на внутренней поверхности трубы. Такие наросты могут начать гореть прямо на трубе поднимая её температуру, в итоге труба может прогореть участками. В принципе это проблема всех твёрдотопливных котлов, не только пеллетного.
- Нет возможности сильно изменить мощность котла. Конечно есть вентилятор нагнетаемого воздуха, есть вентилятор дымоудаления и котёл ими умеет управлять, но сильно снизить мощность он не может - просто погаснет.
- По затратам на отопление пеллетный котёл будет стоить дешевле дизельного котла и газового от газгольдера, но только при условии качественных пеллет.